Менеджмент СМИ – что это такое?
Содержание статьи:
Что такое менеджмент СМИ в целом
Менеджмент СМИ – направление бизнеса, которое касается управления изданиями средств массовой информации. Это могут быть модные журналы, новостные порталы, кулинарные издания или исторические так далее.
Каждому изданию, которое производит некий контент для потребления населением, необходимо грамотное управление.
Менеджмент позволяет снизить финансовые затраты при закупке оборудования, структурировать штат сотрудников, наладить связи с типографиями.
Это неотъемлемая часть любого бизнеса, однако менеджмент СМИ несколько отличается от стандартной управленческой деятельности, ведь у сферы есть своя специфика.
Определение понятия
Под понятием менеджмента СМИ можно рассматривать сразу несколько определений. Например, менеджмент СМИ – это совокупность руководителей издания, которые занимаются финансовыми и маркетинговыми вопросами.
Также под менеджментом СМИ могут понимать деятельность одного профессионала – редакционного менеджера или бизнес-менеджера.
О том, чем отличается редакционный менеджер, рассказано далее, а пока следует сказать об особенностях бизнес-менеджера. Такой специалист осуществляет совокупность действий по управлению издательством.
В этот комплекс входит в основном финансовая сторона управления (распределение бюджета), но немаловажную роль в нем играет и управление персоналом, собственно, подбор сотрудников, структуризация коллектива, формирование отчетности и т.п.
Таким образом, менеджер выполняет экономическую функцию, занимается бумажной работой, внешними связями, обучением и подбором персонала.
Наконец, если рассматривать данное понятие в целом, то менеджмент СМИ – это система управления издательством средства массовой информации. Подобное управление необходимо, чтобы:
- добиться более высокой прибыли;
- снизить затраты компании;
- сплотить коллектив, грамотно распределить задачи между сотрудниками;
- снять дополнительную нагрузку со штата журналистов, чтобы они могли посвятить свою работу практически полностью творческой стороне.
Особенности найма менеджера в СМИ
В той или иной степени менеджмент в СМИ присутствует в любой издательстве, даже если фирма включает всего двух человек. В небольших компаниях роль менеджера может исполнять непосредственно директор или его заместитель.
В чуть более крупных издательствах, где, помимо учредителей, есть и наемные сотрудники, появляются штатные корректоры, редакторы и журналисты. Менеджмент может быть доверен кому-то из них, зачастую эту функцию выполняют редакторы, так как они возглавляют журналистов и корректоров.
Наконец, идеальный вариант – это отдельный менеджер-профессионал, который обладает профильным (высшим) образованием и занимается только управлением. В чем преимущества наличия отдельного специалиста:
- нет дополнительной нагрузки на создателей контента, соответственно, повышается его качество;
- более высокое качество самого управления, ведь менеджер не отвлекается на создание или редактирование статей;
- быстрое и профессиональное принятие решений, ведь менеджер хорошо обучен;
- отсутствие проблем с трудовым договором (не нужно подбирать новый шаблон, указывать в нем обязанности помимо редакторских);
- не нужно выплачивать сверхурочные (если функцию менеджера выполняет, например, редактор, обычно ему приходится задерживаться, что приводит к переплатам).
Единственным минусом является необходимость оплачивать труд менеджера как отдельного сотрудника, из-за чего может появиться дополнительная затрата в размере от 30 тысяч рублей (в крупных изданиях менеджеры могут получать и 100-150 тысяч рублей).
Однако данные ежемесячные траты не могут сравниться с тем уровнем прибыли, которого поможет добиться грамотный менеджмент. Траты на заработную плату профессионального менеджера могут окупаться в 10 раз.
Редакционный менеджмент
Несмотря на выгоду содержания отдельного менеджера, во многих компаниях его функцию все еще выполняет редактор. Такое решение удобнее для малого и среднего бизнеса, ведь небольшим компаниям все-таки сложно находить дополнительный бюджет на отдельного сотрудника.
В итоге его обязанности возлагаются на редактора, и деятельность такого специалиста называется редакционным менеджментом.
В обязанности редакционного менеджера входит:
- Оптимизация структуры издательства. Возможно, потребуется перегруппировать сотрудников в новые команды и отделы, назначить дополнительных начальников из числа журналистов, чтобы обеспечить многоуровневый контроль качества контента. В некоторых случаях, наоборот, слишком ветвистую структуру приходится упрощать, чтобы сократить расходы на бумажные работы.
- Оптимизация задач. Они должны быть грамотно распределены между участниками рабочего процесса. Каждый сотрудник должен обладать определенным набором полномочий и обязанностей и выполнять собственную задачу, которая будет идти на благо всей компании. Не должно быть ситуации, при которой обязанности работника четко не определены: это приводит к тратам времени и ухудшению качества контента.
- Оптимизация затрат и увеличение прибыли. Необходимо найти способы экономии, которые при этом не повредят компании. Варианты, как снизить траты: сократить сотрудников, которые выполняют незначительные задачи, и перераспределить их обязанности между оставшимися подчиненными; добиться выделения скидки со стороны типографии; привлечь дополнительных инвесторов, которые будут покрывать часть расходов.