Елена Блаватская – биография, личная жизнь

Фото Елена Блаватская – биография, личная жизнь

Факты из жизни Елены Блаватской

Елена фон Ганн-Рот появилась на свет 31 июля 1831 года в Екатеринославе.

Семья была непростой. Предположительно, род ее отца – Петра Алексеевича Гана, имел отношение к династии Каролингов и крестоносцам. А по материнской линии восходил к Рюрику и Ярославу Мудрому. Мать Елены Блаватской, тоже Елена, до замужества прославилась как писательница.

Говорят, что гений проявляется с детства. Странная непохожесть девочки Лены на обычных детей бросалась в глаза с ранних лет. Ей легко давались иностранные языки, игра на фортепиано и рисование.

Фортепиано впоследствии поможет ей зарабатывать во время постоянных странствий. Также она ездила верхом на почти необъезженных лошадях. С раннего детства она была уверена в своем высоком предназначении, верила, что ее жизнью руководят высшие силы, которые оберегают ее, чтобы она могла выполнить предназначение.

Девочка уверяла, что видит странных существ и слышит звуки загадочных колокольчиков. Среди образов, являвшихся ей, больше всего впечатления производил индус. Его она считала своим ангелом-хранителем.

В 1841 году ее мать умирает, и детей – Елену и Веру (кстати, тоже будущую писательницу) забирают к себе родители ее матери.

Здесь сестры получили прекрасное домашнее образование. У бабушки Блаватской есть богатая библиотека, доставшаяся той по наследству от отца. Но Елену Блаватскую больше всего интересуют книги по средневековой мистике.

В 17 лет она выходит замуж за Никифора Васильевича Блаватского, на 20 лет ее старше. Но через три месяца после свадьбы она убегает от мужа и отправляется путешествовать по Турции, Египту и Греции. Отец смог простить слишком свободолюбивую дочь, потому до конца жизни посылал ей деньги.

Блаватская много путешествует, три раза совершает кругосветное путешествие, но нигде не может найти себе места. Она находится в постоянном поиске оккультных знаний. В ее жизни будет и второй брак – с Михаилом Батанелли, но и он продлится недолго. Всего три года.

Любовь и брак в жизни Блаватской никогда не играли существенной роли. Она называла ее «бредом». Главным в жизни она считала стремление к Знанию. И хотя вокруг нее было достаточно мужчин – особенно после открытия Теософского общества, нет никаких сведений о ее романах.

В 1851 году происходит судьбоносная в жизни Блаватской встреча. Она встречает индуса, который посещал ее в детстве в образе призрака, но на этот раз в реальной жизни. Учителя Махатма Мориа.

Он принадлежал к этно-национальной группе раджпутов, которая в свою очередь относится к касте воинов. Само его существование многими учеными ставится под сомнение. Они считают его собирательным образом ее учителей. Его существование нельзя доказать, как и опровергнуть.

Так или иначе, с тех пор он становится главным Учителем Блаватской, которому она подчиняется безоговорочно.

Главное дело ее жизни – Теософское общество появляется в 1875 году. Помогали ей в этом Г. С. Олкотт, У.К.Джадж и другие. Спустя два года выходит в свет ее первая крупная работа «Разоблаченная Исида».

По ее собственным словам, работу над книгой она начинает по указанию своего Учителя. Здесь она с религиозной точки зрения изучает работы Платона, Пифагора, Парацельса, Джордано Бруно, а также религиозные тексты самых разных религий.

По сей день самой спорной теорией Блаватской стала концепция об эволюционном цикле рас, восходящих от «низших» к «высшим». Именно она дает ученым повод обвинять Елену Блаватскую в расизме. Но с этим можно поспорить.

Согласно этой теории, история человеческой цивилизации состоит из семи последовательно существовавших рас. Но в более широком аспекте. Первая состояла из студенистых аморфных существ, у второй уже появилось что-то вроде тела.

Духовные силы в процессе этой эволюции уменьшались. Самой неразвитой в этом смысле оказалась четвертая раса. Нынешнее человечество является пятой расой и находится на стадии восхождения. Седьмая раса состоит из богоподобных существ.  

Блаватской приписывают различные высказывания о духовной неполноценности тех или иных народов. К примеру, арабов или евреев. Но главным аргументом против подобного взгляда на нее можно считать одно.

Главным правилом Теософского общества было то, что его членом мог стать любой, ищущий Истину, вне зависимости от пола, цвета кожи или религиозной принадлежности. Чего, разумеется, не могло быть, если бы не соответствовало взглядом руководителя и идейного вдохновителя — Елены Блаватской. Также она запрещала в своем обществе конфликты на религиозной почве, гораздо выше ставя жажду познания.

Эта удивительная женщина умерла 26 апреля 1891 года в возрасте 59 лет после долгой болезни. Была кремирована и похоронена в Уокингском крематории.

Споры о ее личности не утихают до сих пор. Блаватскую считают ведьмой, гениальной шарлатанской, сумасшедшей, расисткой и т.д. Но одно безусловно. Это была женщиной, заставившей говорить о себе. Лучшие умы той эпохи считали за честь знакомство с ней. Лев Толстой относился к ней с уважением, но утверждал, что в ее книгах есть один недостаток. Они касаются того, о чем нам знать не полагается.