Экуменизм – что это такое
Содержание статьи:
Что такое экуменизм простыми словами
Экуменизм (от греч. οἰκουμένη — обитаемый мир) — либеральная религиозная идеология, выступающая за сближение и тесное сотрудничество всех христианских конфессий. Основную роль в движении занимают церкви протестантского течения.
Само понятие ввели в обиход в 1937 году представители Принстонской теологической семинарии, ныне относящийся к Пресвитерианской церкви США.
Экуменизм в христианстве
Хоть основные постулаты движения окончательно сформировались лишь в XX веке, идея о том, что все христиане должны быть вместе впервые упоминалась еще в эпоху Средневековья.
Экуменизм в своем современном виде был сформирован протестантами на конференциях 1910-1930-ых годов. В это время сначале учреждается множество обществ и организаций раннего экуменизма, первая среди которых — Международный миссионерский совет.
Главную организацию экуменистов, названную Всемирным советом церквей, основали в 1948 году в Нидерландах, также на началах протестантизма.
Экуменисты выступают за:
- объединение различных христианских течений одной церковью;
- совместное служение;
- общую миссионерскую деятельность;
- совместные священные обряды церковных Таинств.
Экуменизм можно считать проявлением либерализма и модернизма в религии.
Отношение к экуменизму
Среди христианских конфессий нет однозначного мнения насчет деятельности экуменистов. Часть из них поддерживает основные идеи движения, в то время как другие считают эту идеологию разрушительной и подлежащей искоренению ересью.
В православии
Православная церковь в Константинополе принимает активное участие в движении еще с XV века. Идеи объединения тепло принимаются её последователями. В 1920 году Константинополь издает документ-обращение ко всем христианам мира, в котором мотивирует к сближению, несмотря на различия. В качестве важного этапа сближения предлагалось унифицировать церковный календарь, чтобы отмечать все религиозные праздники в те же дни. Однако, идея не была реализована.
Что касается РПЦ, экуменизм отвергался ею вплоть до 1960 года, когда пост митрополита занял Никодим Ротов, всецело поддерживающий движение. С того времени РПЦ разделяет идею сближения христиан, но отказывается от создания единых норм богослужения.
Обе церкви состоят во Всемирном совете церквей.
В католицизме
Католическая церковь умеренно поддерживает идеи экуменизма. Её представители согласны с тем, что конфессии должны быть в близких дружеских отношениях, взаимно обогащая друг друга.
Однако католики решительно против упразднения отличий в проводимых разными церквями службах. Вместо этого проповедуется взаимное уважение к традициям других.
Католицизм разделяет многие постулаты Всемирного совета церквей, но не может вступить в его ряды, так как приоритетной задачей считает сохранение целостности католической догмы.
Церковь считает православных христиан наиболее близкими братьями. Участие в обрядах таинства и служении разрешается как католикам в православных церквях, так и наоборот.
В Англиканской церкви
Англиканство — конфессия, которая участвует в экуменистическом движении активнее всех остальных. Часть англиканских церквей допускают к участию в таинствах всех христиан, прошедших обряд крещения.
Во время служения проповедники англиканства провозносят молитвы о здравии не только англикан, но и представителей всех течений, включая лидеров Католической и Православной церквей.
В Церкви адвентистов седьмого дня
Адвентисты седьмого дня разделяют экуменистические взгляды. Они открыты к сотрудничеству с другими конфессиями и проповедуют главенство христианской любви над межцерковными отличиями в течениях. В 1926 году был принят документ в духе экуменизма, утверждающий необходимость ведения открытого диалога с представителями других конфессий.
Как и католики, адвентисты толерантно относятся к Всемирному совету церквей, но не являются его членами, а предпочитают выступать в роли наблюдателей, поддерживая не все идеи, предлагаемые советом.
Критика экуменизма
Наиболее жесткая критика идеологии исходила от представителей РПЦЗ. Позиция непринятия экуменизма и причисления его к ереси впервые была объявлена Первоиерархом Русской православной церкви за границей на Соборе 1938 года.
Любые движения были названы предательством истинной веры в Христа, а участие в них православным воспрещалось. Эту позицию разделяют и большинство православных церквей России, отделившихся от РПЦ.
Такие взгляды разделялись в дальнейшем каждым последующим Первоиерархом. Дважды, в 1983 и в 2007 годах представителями православных церквей в России на экуменизм и людей, причастных к нему, накладывалась анафема.
Скептически к взглядам экуменистов относится и Грузинская Православная Церковь.