Демпинг – что это такое простыми словами?

Картинка Демпинг – что это такое простыми словами?

Демпинг – реализация товаров или предоставление услуг по искусственным путем уменьшенным расценкам. Такие цены заметно ниже среднерыночных. Они бывают меньше себестоимости продукта. Подобная деятельность может осуществляться в разных целях: вход в рыночную нишу, укрепление позиций, вытеснение конкурентных компаний и т. д.

Цели демпинга

Демпинговые цены устанавливают вынуждено, чтобы добиться определенных показателей на рынке. Это может быть охват рыночной доли или выведение компании из кризиса. В последнем случае это позволяет компании избежать банкротства.

Можно выделить несколько ключевых целей демпинга:

  1. Завоевание рыночной ниши. Чтобы охватить рынок, новому предприятию приходится значительно уменьшать цены на свою продукцию. Без этого потребитель попросту может не обратить внимание на новый продукт. После формирования клиентской базы происходит поэтапный рост цен.
  2. Повышение лояльности потребителей. Деятельность ориентирована на розничных покупателей. За счет низких цен покупатель становится постоянным, а зачастую еще и привлекает новых клиентов.
  3. Привлечение серьезного клиента. К примеру, для заключения соглашения с крупным торговым центром устанавливаются минимально возможные цены.
  4. Распродажа невостребованных товаров для освобождения складских помещений. По низкой цене могут продаваться все товары или отдельные, предлагающиеся по уменьшенной цене при покупке других.

Классификация демпинга

В коммерческой деятельности выделяют 2 категории демпинга:

  1. Ценовой. На внутреннем рынке стоимость более высокая, нежели на экспортном.
  2. Стоимостной. Реализация продукции дешевле себестоимости.

Постоянно продавать продукцию по заниженным расценкам нельзя, иначе предприятие будет убыточным.

Также существуют следующие типы демпинга:

  1. Постоянный. Некоторые товары, обычно сопутствующие основным, всегда реализуются по себестоимости.
  2. Взаимный. Компании продают товар по низким ценам до тех пор, пока конкуренты не уйдут с рынка.
  3. Обратный. Внутренние цены меньше экспортных.
  4. Преднамеренный. Временное уменьшение цен для вытеснения конкурентных предприятий с целью обретения монопольного положения.
  5. Спорадический. Цены уменьшаются для быстрой продажи товаров, к примеру, при переполненности складов.

Последствия

Результаты демпинга обычно являются отрицательными. Это особенно актуально для стран, импортирующих товары. Внутренние производители не выдерживают конкуренции из-за дешевых иностранных товаров. Это ведет к огромным убыткам.

Экономические показатели тоже растут значительно хуже. Это часто встречается на рынках, поставщики которых намеренно уменьшают расценки для захвата ниши.

Демпинг отрицательно сказывается как на отдельных отраслях, так и на региональных рынках в целом. Особенно негативное влияние наблюдается при постоянном применении демпинга.

Преимущества и недостатки

Достоинства:

  • на рынок выводятся новые продукты;
  • привлекается клиентская база;
  • для демпинга не используются дополнительные ресурсы, которые, соответственно, могут быть использованы в других направлениях;
  • для искусственного уменьшения цен не требуются дополнительные финансовые средства.

Недостатки:

  • падение прибыли;
  • отдаление профессионального сообщества от предприятий, практикующих демпинг;
  • иногда покупатели сомнительно относятся к дешевым товарам, предполагая их низкое качество.

Методы борьбы

Если против компании ведется демпинговая политика со стороны конкурентов, она оказывается в крайне невыгодном положении. Бороться с этим можно несколькими способами:

  • Ожидание. Если ресурсы позволяют можно дождаться пока конкурент, практикующий демпинг, сам потерпит неудачу из-за убыточности. Если он обанкротится, возможно удастся по дешевой цене выкупить его производственные средства.
  • Заключение соглашения. С конкурентом можно договорится о взаимовыгодном сосуществовании. Это позволит обеим компаниям оставаться на плаву.
  • Увеличение цены. Повышение цены дает возможность перейти в категорию более «элитной» продукции. Но, нужно изменить упаковку, желательно повысить качество, и продумать маркетинг.
  • Пакетное предложение. К примеру, можно предлагать дешевые сопутствующие услуги (доставка бесплатно, рассрочка без процентов, оплата частями и т. д.).
  • Уход с рынка. Негативный вариант, предполагающий сворачивание деятельности в текущей нише. Проще переквалифицироваться, нежели обанкротиться.

Известные компании, вышедшие на рынок посредством демпинга

Компания Sony на начальном этапе работы продавала в Японии телевизоры значительно дешевле, нежели за рубежом. Экспортная продукция была на 40% дороже.

Правительство Японии привлекло компанию к ответственности. Однако руководство Sony решило открыть завод в США, а из Японии поставки телевизоров были прекращены. В США начали появляться более дорогие новые модели техники.

Автопроизводитель Nissan тоже применял стратегию демпинга. Сначала производство было перенесено в Европу. Это позволило снизить расходы, поэтому продукция предлагалась по более доступным ценам.

Правительство расценило такую деятельно как демпинговую. Но, суд принял позицию компании Nissan. В результате за счет снижения цен она смогла завоевать ведущие позиции во всем мире.