Что такое субъект Российской Федерации

Картинка Что такое субъект Российской Федерации

Субъект Российской Федерации — значение понятия

Под этим названием (часто употребляется в сокращённом своём виде “субъект федерации”) понимается административно-территориальная единица, из общности которых состоит Российская Федерация, как единое государство с федеративной формой устройства.

По основному документу, который является главным для государства — Конституции, наша страна официально состоит из 85 субъектов. Все они при этом совершенно равноправны и отличаются друг от друга только территориально (размерами и положением на материке), а также экономическим положением и количеством жителей, постоянно в них проживающих.

Что относится к субъектам РФ?

К субъектам, составляющим нашу страну относятся следующие варианты:

  • области — это самый большой по количеству блок территориальных единиц, который насчитывает в себе 46 единиц;
  • республики — их в России 22, большая часть из них сконцентрирована на юге страны;
  • края — у нас в стране их 9, как правило, это достаточно крупные территориальные единицы;
  • города федерального значения — их несколько, к их числу относятся Москва, Санкт-Петербург и, с недавних пор, Севастополь;
  • автономные округа — их тоже немного, всего 4;
  • 1 автономная область — называется она Еврейской, с центром в городе Биробиджан.

Устройство и форма управления субъектами Российской Федерации

Все вопросы, связанные с управлением и бюджетированием, решаются не только территориальными органами самоуправлениями (чаще всего их называют местными или региональными), но и государственными органами власти.

При этом во всех регионах есть исполнительная региональная власть (в подавляющем большинстве своём это губернаторы), законодательные органы власти (местные парламенты или по-другому названные управленческие органы), а также местные суды, осуществляющие свою деятельность в рамках конкретного региона. Таким образом, все три обязательные в нашей стране ветви власти, присутствуют в каждом регионе.

Каждый регион нашей страны обязательно выполняет все требования федеральной конституции, кроме этого в каждой области, крае и республике имеются местные уставы или конституция, учитывающие, как правило, местные особенности, связанные с национальным, религиозным и иными аспектами, касающимися конкретного региона.

Местные законы, которые разрабатываются в строгом соответствии с федеральным законодательством, разрабатываются и принимаются исключительно местными органами законодательной власти, ими же они принимаются и воплощаются в жизнь.

Представительство регионов в федеральном правительстве выглядит следующим образом — от каждого субъекта Российской Федерации в СФ (Совет Федераций — верхнюю палату федерального правительства) выдвигается по 2 представителя, обладающих равными правами и обязанностями в принятии решений, влияющих на жизнь всего государства.

Региональные властные структуры обеспечивают руководство субъектом РФ только в части, непосредственно их касающихся. Ни один из субъектов Российской Федерации не имеет законного права на отделение от федерации и самостоятельное решение всех вопросов управления и жизни.

Основные особенности конкретных субъектов и их отличия

Республика согласно Конституции РФ формально охарактеризована, как самостоятельное государство (ст. 5, ч.2). Важной особенностью в отличие от других форм субъектов является возможность установления на территории республики дополнительного языка, используемого, в том числе, в органах местного самоуправления и при обучении школьников и студентов.

Для края, области или города, обладающих федеральным значением их статус определяется как Конституцией РФ, так и региональными документами такого плана (это определено в Конституции — ст. 5 ч. 2 и ст. 66 ч. 2).

Автономная область (на данный момент она на территории РФ только одна) может стать таковой после объявления Федерального закона о присвоении соответствующего статуса субъекту Российской Федерации (об этом говорится в Конституции — также ст. 66, только ч. 3).

К особенностям автономного округа относится тот факт, что его взаимодействие с более крупным субъектом РФ определяется соответствующими локальными нормативными актами — о таком правиле говорится в ст. 66, ч. 4 Конституции Российской Федерации.

Изначально список регионов фактически мигрировал в современную Россию из федеративного состава РСФСР. Все изменения в количественном составе и официальном статусе субъектов РФ фиксируются в Конституции и локальных законных актах соответствующего региона.

Объединение субъектов РФ (укрупнение) прошло 1.03.2008 года, а после референдума об присоединении Крыма к РФ вместо 83 регионов стало 85 — именно это количество на данный момент является актуальным.