Что такое романс в музыке, определение

Изображение Что такое романс в музыке, определение

Романс – что это?

Под словом «романс» понимают особый жанр произведений литературы или же музыки. Мы будем рассматривать значение данного термина именно с музыкальной точки зрения. Согласно определению получим, что:

Романс – это маленькое произведение музыки, предназначенное для вокального исполнения, имеющее основой лирические стихи. Он даёт возможность исполнителю импровизировать от чётко прописанных тактов и квадрантов.

Также его характеризует цельность текста и музыки, соотношение которых должно быть один к одному и которые невозможно отделить друг от друга.

Чтобы подробнее разобраться в этом жанре, углубимся немного в историю и узнаем, на какие направления он дробится.

Как зародился романс

Романс – дяденька старый, и ведёт он своё происхождение со времён «тёмного» Средневековья. Родом он из Испании. Появился он в эпоху Ренессанса, когда человечество радикально меняло свои взгляды, отходило от церковных канонов, что приводило к появлению светской культуры. Её частью и был романс.

Тогда они представляли собой стихи известных поэтов, положенные на музыку и передававшие самые сокровенные переживания стихотворцев.

Ещё в романсах могли быть отражены исторические события, войны и сражения; воспевались подвиги легендарных  личностей. И в целом этот жанр был близок к балладе. К светскому искусству его относили потому, что он исполнялся на родном для испанцев языке, а не на латинском, на котором пелись все церковные песни.

Зачастую песен было так много, что их объединяли в вокальные циклы, каждый из которых звучал на свою тематику. Это могли быть романсы, посвящённые любви и прекрасной даме, или посвящённые героям из легенд, их грандиозным свершениям и масштабным событиям старины.

Гораздо позже этот термин перекочевал во Францию, где его до 18 века объединяли с понятием «шансон».

Дальнейшая эволюция жанра

Расцветом романса принято называть две последние четверти девятнадцатого века. Именно в это время звучат небезызвестные имена композиторов, вложивших огромный вклад в развитие музыкального жанра.

Больше всего потрудились немцы: это и Ф.Э. Бах, Л. Бетховен, прославившиеся на весь мир своими композициями; это и Гёте и Гейне – их стихи послужили основой для многих песен романса. Вскоре этот жанр возник и в опере.

Примерами могут послужить опера «Иоланта» П. Чайковского, в которой прозвучал романс Водемона, романс Синодала в «Демоне». Романс в первом действии «Гугенотов» Дж. Мейербера или в «Алеко» С. Рахманинова также являются представителями «оперного» романса.

Расцветая всё больше и больше, романс становится настолько значимым романтическим жанром, что постепенно обрастает различными школами. Чаще всего все равнялись на немецкую, французскую и российскую школу.

Возникает не только высококлассная классика, но и её бытовой аналог.

Русский романс

В России романс разбивался на несколько направлений:

  1. Городской. Его характеризует твёрдое знание человеком самого себя, чёткость в изображении явлений и событий, идея о невозможности истинных любовных чувств для человека.
  2. Цыганский. Отличается специфичностью музыки и текстов, в которых русское переплеталось с цыганским. Начало этому направлению положил хор графа А.Г. Орлова-Чесменского, который был собран первой половине восемнадцатого века.
  3. Жестокий. Выставлял жизнь такой, какая она есть. Зачастую в основу романсов ложились трагичные сюжеты.

В России существовало множество талантливых людей, способных создать замечательные романсы. Примерами могут служит музыкальные произведения (“Не уходи, не покидай”) Н.Зубов , (Не искушай меня без нужды”) М.Глинка или (“Восточный романс”) Римский-Корсаков. Многим людям пришлось по душе исполнение сёстрами Керн Пушкинского произведения «Я помню чудное мгновенье…».

В двадцатом веке жанр ищет способы как-то иначе реализовать себя, открыть новые направления. Это было проблематично. Основу проблем также составляло соединение стиха и музыки.

Люди начинают не только петь, но и декламировать стихотворения под музыкальное сопровождения, что позже выльется в то самое новое направление, которое пытался отыскать романс. Послушать пример этой декламации можно, включив творения, вышедшие из-под рук  Дебюсси, коими являются «Песни Билитис».

Появление новой аппаратуры для прослушивания музыки – граммофонов и пластинок – в целом изменяет плавное звучание романса. Однако лишь благодаря этому изобретению человечества мы в полной мере можем насладиться творчеством таких романсистов, как: А. Вальцевая, Н. Тамара.

В этой статье мы постарались подробно изложить, что же такое значит термин «романс», как он развивался и во что вылился, и какова его богатая история.  Надеемся, что смогли в полной мере удовлетворить интерес читателя и что вы почерпнули что-то новое из неё.