Что лучше асфальт или бетон во дворе
Придомовая территория – это не только цветники и различные архитектурные формы. Благоустройство подразумевает наличие ухоженных тропинок, парковки, площадки для барбекю.
Одними из традиционных материалов, используемых для этих целей, являются асфальт или бетон. Они создают ровное прочное покрытие, но споры, что же лучше: заасфальтированная или забетонированная поверхность, не прекращаются.
Содержание статьи:
Что принять во внимание при выборе
Принимая решение, как обустроить придомовую территорию, владелец оценивает возможные материалы с нескольких сторон. Важно, чтобы материал:
- не требовал затрат на доставку, например, из другого региона;
- был доступен по деньгам;
- служил долгое время, не теряя своих свойств и привлекательности;
- не требовал постоянного обновления или ремонта.
Принимая во внимание эти принципы, владельцу участка предстоит выбрать, что предпочтительней возле дома.
Подготовительные работы будут примерно одинаковыми для обоих материалов. Это утверждение касается как трудовых, так и денежных затрат, но стоит отметить, что заливка бетоном все-таки окажется дороже.
Чтобы финишное покрытие прослужило отведенный ему срок, на имеющийся грунт насыпают:
- песок толщиной в 10 см;
- подушку из щебня фракцией от 40 до 70 мм на высоту 15-20 см;
- мелкую щебенку (20-40 м) до 20 см высотой;
- гранитную крошку размером 2-5 мм слоем 7-10 см.
Когда предварительный этап завершен, можно приступить к заливке или укладке.
Схема: Бетонирование двора своими руками
Правила асфальтирования придомовой территории
Технология укладки асфальта предполагает, что искусственный слой должен совпадать по уровню с естественным грунтом на участке. Поэтому сначала:
- убирают часть земли,
- утрамбовывают дно,
- отсыпают прослойку песка, щебня с обязательным уплотнением каждого пласта.
В конце производится заливка битумом. Теперь можно укатывать асфальт.
Отрицательные моменты применения такого покрытия – неэкологичность (выброс в воздух бензола и веществ, его содержащих) и неустойчивость к высоким температурам. Водители и пешеходы часто наблюдают, как плавится асфальт под жарким летним солнцем.
Асфальтобетон как альтернатива
Асфальтобетонная смесь (АБС) и асфальт имеют в основе разные заполнители. В первом случае – это крупнофракционный щебень, а во втором – песок. В результате АБС выигрывает по показателю прочности.
Другие характеристики материалов:
- Заасфальтированные участки более гладкие, лучше подходят для площадок, где будут кататься на самокате, велосипеде, скейте.
- АБС можно укладывать при более низких температурах, чем асфальт.
- Асфальтобетон выдержит большую нагрузку.
Перед покупкой АБС уточняйте, щебень какой фракции использовался в качестве заполнителя (от 1000 до 1200 мм или от 800 до 1000 мм). По набору минеральных компонентов выделяют гравийные, песчаные или щебеночные асфальтобетонные смеси.
Производятся составы, пригодные для укладки при разных температурных режимах. Горячие смеси должны иметь температуру минимум + 120°C, холодным разновидностям достаточно + 5°C.
Характеристики АБС «Беатон»
Под ТМ «Беатон» выпускаются асфальтобетонные смеси с улучшенным составом. Среди сортамента интерес представляет щебеночно-мастичная разновидность, относящаяся к горячим АБС.
В ней пустоты между щебнем заполнены битумным составом, в который для улучшения прочностных характеристик замешаны минеральные добавки и дробленый песок. При застывании образуется мощный каркас, способный распределять нагрузку по всей поверхности.
Технология асфальтирования
Выбранную разновидность асфальта доводят до готовности, перемешивая с остальными компонентами: каменной мукой, мелкофракционным песком. После нагревания производится укладка в несколько слоев (минимальное требование по толщине – 7 см) с обязательной проливкой битумом.
Без специализированной техники выполнить работы нельзя – важнейший недостаток такого обустройства территории.
Процесс осуществляется в сухую теплую погоду – влага способствует остыванию состава, что мешает качественному уплотнению. Холодные смеси допускается наносить в любых условиях. Но они проигрывают в прочности, поэтому актуальны только для использования на территории с меньшей проходимостью.
Для ремонта не обязательно снимать все слои. Достаточно выбрать поврежденный участок, обеспечить сцепление нового материала со старым и произвести ямочную реставрацию.
Бетонирование
Котлован для заливки бетона готовится по тому же сценарию, что и для асфальта. Отличие – необходимость опалубки и армирования. Чтобы упрочнить покрытие подойдет уже готовая сетка. Минимальный слой заливки – 10 см.
Особенности бетонирования территории:
- Не нужна спецтехника.
- Невозможность быстрого эксплуатирования покрытия: бетон должен набрать прочность хотя бы пару дней. Полное застывание происходит примерно через месяц.
- Образование пыли (можно избежать, обработав территорию грунтовкой).
- При обустройстве обширной площадки (более 8 м2) следует предусмотреть деформационные швы.
Если при заливке не соблюдалась технология, образовались мелкие трещины, зазоры, то попавшая в них вода при смене температур быстро разрушит покрытие.
Сравниваем затраты
Понять, что дешевле по денежным и трудовым затратам, поможет такая шпаргалка:
Материал | Срок обустройства покрытия площадью 300 м2 | Срок эксплуатации без ремонта (лет) | Допустимая нагрузка | Недостатки | Достоинства |
Асфальт | 2 дня | 5-7 | Легковые автомобили, движение пешеходов | Испарения битумных смол, наличие спецтехники | Скорость проведения работ |
Бетон | Заливка от 3-4 дней + месяц до окончательного схватывания раствора | 10-12 | Любые передвижения, включая проезд грузового транспорта | Пыление, неустойчивость к перепадам температуры | Возможность самостоятельно осуществить заливку |
По цене бетонный состав примерно в 8 раз дороже асфальтовой смеси. Но увеличенный срок эксплуатации нивелирует такую разницу.
Возможность укладывания материалов друг на друга
Бетонное покрытие можно сверху застелить слоем асфальта. Так добиваются повышенного срока эксплуатации и сокращают ремонтные расходы. А вот обратную операцию проводить не рекомендуется из-за низкой адгезии материалов.
Нарушение влечет растрескивание бетонного верхнего слоя даже при небольших нагрузках. Технология обратной заливки существует, но связана с дополнительными затратами:
- Применение дорогой марки бетона (минимум М 200).
- Увеличение толщины стяжки (от 10 см).
- Предварительное пробитие асфальтового слоя гвоздями (для улучшения адгезии).
- Применение сварной армированной сетки, используемой при дорожных работах.
Вообще противостояние бетона и асфальта – вопрос возможностей, средств и времени у владельца, занимающегося благоустройством. В любом случае каждое из этих покрытий, уложенных с соблюдением технологии, полностью отрабатывают вложенные в них деньги.