Биллинг – что это такое простыми словами

Миниатюра Биллинг – что это такое простыми словами

Значение слова биллинг

Биллинг в русском языке в прямом переводе с английского The billing переводится как «Составление счетов» или просто «Счет». Заимствование произошло от латинского Billa, обозначающее «Документ».

Значение биллинга определяется прежде всего сферой использования термина. В современных организациях он представляет собой важный комплекс программ, обеспечивающих учет оказанных услуг в различных единицах измерения, тарифицировать и формировать по ним счета с учетом программ лояльности (сезонные акции и скидки).

Биллинг в сотовой связи

В первую очередь, биллинг является важнейшей составляющей деятельности операторов связи (интернет-провайдеры, цифровое телевидение, стационарная или мобильная связь и т.д.) и в его основные функции включается расчетные операции, информационное и финансовое обслуживание клиентов.

Например, для пользователей сотовой связи термин простыми словами определяется как: управление денежными средствами на счёте, а именно пополнение баланса в личном кабинете и дальнейшее использование денег для оплаты различных услуг (звонков, использование интернет трафика, подключение минут для телефонного разговора или смс и платных подписок) или товаров магазинов-партнёров.

В процессе выполнения платежа происходит онлайн-коммуникация между абонентом (физическое лицо) и биллинг-центром.

Так, после того, как клиент воспользуется услугами сотовой связи (например, отправит смс-сообщение) он может проверить баланс и убедиться, что биллинг-центр автоматически списал денежные средства со счета согласно тарифному плану оператора.

Наравне с пользователями сотовой связи, к услугам билинга обращаются и интернет-провайдеры. Биллинг позволяет отслеживать тарификацию клиентов и управлять тарифными планами.

Данную процедуру можно сравнить с посредничеством между сайтом и кредитной организацией: биллинг автоматически формирует счета на сайте для приема денежных средств с банковской карты или ЭПС и отправляет в банк.

Например, при оформлении электронных билетов на сайте российских железных дорог, система рассчитывает их стоимость и предоставляет клиентам специальную онлайн форму для регистрации банковской карты.

Пользователь указывает платежные реквизиты карты, включая cw2/cvc2, и переходит на страницу с автоматически сформированной квитанцией для оплаты. Для подтверждения платежа используется код из смс сообщения, его клиент указывает на официальном сайте банка, к которому принадлежит банковская карта.

Использование биллинга на предприятиях

Во вторую очередь, биллинг используется в страховых компаниях, в частности, в сфере страховой медицины. Согласно полученным данным о страховщике и соответствующих нормативах, происходит расчет стоимости страхового полиса и ежемесячных взносов.

Под понятием биллинга подразумевается система индивидуальных расчетов, которая функционирует вне зависимости от того, как работает компания и принимает платежи.

Кроме этого, биллинг используют коммерческие предприятия. Его применяют для расчета индивидуальной стоимости или себестоимости товара для покупателя. Биллинг занимается и процессом обновления сведений по дебиторской задолженности существующих клиентов.

Для организации биллинга используются современные средства коммуникации: персональные компьютеры и программы, позволяющие автоматизировать расчет и хранение информации о покупателях и их покупках в специальной базе.

На производственных предприятиях используются понятия процессинг и контур биллинга. Они позволяют обрабатывать данные, которые используются при совершении платежных операций и передавать в главный «процессор».

Завершающим этапом является трансляция обработанной информации в уполномоченную кредитную организацию.

Биллинг в России

В России биллинг появился примерно в 1990 году в двух основных форматах – постоплата и предоплата. При постоплате клиент совершает оплату согласно заблаговременно оговоренной стоимости, но уже после получения товара.

Данный формат используют онлайн-магазины: после подтверждения заказа, товар передается клиенту почтовым отправлением с наложенным платежом, оплата вносится после фактического получения товара.

При предоплате, денежные средства оплачиваются при оформлении заказа. В данном случае используются электронные денежные средства: онлайн-кошельки (Яндекс Деньги, WebMoney и т.д.) или банковские карты клиента, открытые в кредитных организациях на территории России.

Электронные средства позволяют мгновенно производить оплату за услугу. В некоторых случаях организации используют способ расчета наличными: банковский перевод по указанным реквизитам.